Об особенностях социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также о том, насколько изменится порядок страхования после принятия Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» рассказывает заместитель начальника управления исполнительной дирекции Фонда в Одесской области Георгий Присуха: «С начала независимости в Украине граждане, потерпевшие от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, оказались социально незащищенными. В лучшем случае они получали пенсию по инвалидности. Предприятия, на которых они получили травмы, большинство обанкротились, а их правопреемники платить потерпевшим отказались. Причем, таких потерпевших только в нашей области насчитывалось около 4 тысяч. Создание 1 апреля 2001 года Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний эту проблему решило. Одной из основных задач Фонда является возмещение ущерба, нанесенного работнику вследствие ухудшения здоровья, а в случае его смерти, возмещение страховых выплат лицам, которые были на его иждивении. За 1 полугодие 2010 года управление исполнительной дирекции Фонда в Одесской области 4741 потерпевшему и членам их семей выплатило 21,7 млн. грн. страховых выплат. Все работники предприятий считаются застрахованнымина основании Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профзаболевания, которые привели к утрате работоспособности».
Фонд работает по солидарной системе и его основными задачами является: проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда; восстановление здоровья и трудоспособности пострадавшим на производстве от несчастных случаев и профзаболеваний. Для решения этих задач разработана нормативная база Фонда, которая зарегистрирована в Минюсте и соответствует законодательству Украины. В управлении созданы отделы, а в районах области, г.Одессы и городах областного подчинения – отделения или рабочие органы Фонда. Все работники предприятий считаются застрахованными независимо от фактического выполнения страхователями своих обязательств по уплате страховых взносов. На 1 июля 2010 года в Одесской области по Фонду зарегистрировано 66564 страхователей, в том числе юридических лиц 49855, физических, которые используют наемный труд, 16667 и 2 добровольно застрахованных. Общая численность застрахованных в Одесской области составляет 628942 человека. На протяжении 8 месяцев этого года в доходную часть Фонда страхователями Одесской области перечислено свыше 72 млн. грн., средний страховой тариф по нашей области 0,81%. Кризисные явления, происходящие в области, сказываются в определенной степени и на работе Фонда по доходам. Нестабильная работа и закрытие предприятий: только в этом году снялись с учета в Фонде 1726 предприятий страхователей. За этот период согласно отчетов рабочих органов по сравнению с началом текущего года невыплачено заработной платы на сумму 106 миллионов гривень. Задолженность увеличилась на 16,1%: в сельском хозяйстве – на 9,6 млн. грн., предприятиях промышленности – 36 млн. грн., в строительстве – 15,8 млн. грн., транспорте и связи – 17,6 млн. грн., операциях с недвижимостью и услугах юридическим лицам – 14,2 млн. грн. и др.
Для решения вопросов профилактики производственного травматизма в управлении и отделениях создана служба страховых экспертов по охране труда численностью 27 специалистов, которые осуществляют контроль за состоянием охраны труда на предприятиях, застрахованных в Фонде. Основные направления профилактической работы страховых экспертов – содействие в создании страхователями эффективной системы управления охраной труда. Проверка и организация профилактической работы ведомственных служб по охране труда, участие в расследовании всех несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, пропаганда безопасных и безвредных условий труда. В ходе выполнения своих обязанностей наши эксперты тесно сотрудничают и взаимодействуют с работодателями и профсоюзами, участвуют в комплексных обследованиях, проводимых совместно с теруправлением Госгорпромнадзора по Одесской области.
В работе управления и рабочих органов есть, безусловно, недостатки. Большинство из них связаны с экономическими трудностями в целом по стране. Это привело к задержкам выплат потерпевшим, к свертыванию программ, связанных с охраной труда в регионах. Приостановлено обучение и проверка знаний специалистов предприятий по охране труда. Как вы знаете, Законом предусмотрено снижение и повышение страховых тарифов предприятий с плохими и хорошими условиями труда. Однако, эта норма Закона не работала со дня его принятия. В то же время, при ежегодном принятии Закона о госбюджете на текущий год, как правило, в целом на 0,2% снижался страховой тариф по всем видам деятельности. Такое регулирование сегодня привело к тому, что для ряда предприятий страховые тарифы стали несправедливыми. Серьезные недостатки допускаются и в расследовании несчастных случаев. Это свидетельствует о том, что базовый Закон о страховании от несчастных случаев на производстве требует доработки и изменений.
Динамика производственного травматизма по Одесской области имеет тенденцию к снижению за период с 2001 по 2009 год.
За первое полугодие 2010 года рабочими органами в области зарегистрировано 198 несчастных случаев, в которых пострадали 204 человека, в том числе 39 со смертельным исходом. Из них страховыми признаны 115 случаев, вследствие которых пострадало 119 человек, в т.ч. 8 со смертельным исходом. Особую тревогу вызывает тот факт, что в этом году травмировано 89 человек, 30 из которых со смертельным исходом – это работники, которые выполняли работы по договору подряда с нарушением законодательства о трудоустройстве, индивидуально не застрахованные в Фонде. Коэффициент частоты травматизма составил 0,19, тогда как за 1 полугодие прошлого года составлял 0.16. Страховые эксперты в текущем году за 6 месяцев обследовали 916 предприятий и выявили 7299 нарушений законодательства по охране труда. С целью пропаганды положительной работы в этом направлении осуществлено 47 публикаций в местных газетах, 25 выступлений по телевидению и радио. Проведено 63 совещания, 28 семинаров, 29 «круглых столов» с участием представителей местных органов власти, руководителями предприятий, организаций, фермерских хозяйств. Распределено по предприятиям 4492 нормативных актов, памяток, плакатов, листовок и другой специальной литературы. Обучено 413 специалистов по охране труда предприятий. Работодателям и застрахованным дано 928 консультаций по вопросам охраны труда и социального страхования. Девяносто предприятиям оказана помощь по внедрению системы управления охраной труда (СУОТ). Определены базовые предприятия по СУОТ во всех городах и районах области.
Анализируя состояние производственного травматизма в 2010 году, следует отметить, что большинство несчастных случаев происходит по организационным причинам и составляет 76% от общей численности страховых несчастных случаев. Среди этих причин основные: нарушение трудовой и производственной дисциплины – 47%; нарушение правил дорожного движения; недостатки при обучении безопасным приемам труда; нарушение требований безопасности во время эксплуатации машин, механизмов, приспособлений; нарушение технологического процесса; неприменение средств индивидуальной защиты при наличии их на рабочем месте работника; из-за технических причин произошло 14% несчастных случаев, в том числе 5,5% по причине неудовлетворительного технического состояния производственных объектов, транспортных средств. Психофизические причины несчастных случаев составляют 14,1% в т.ч. 6,3% травмировано вследствие противоправных действий других лиц. Несчастные случаи происходят в основном там, где люди безответственно относятся к своим должностным обязанностям. Основными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям, стали: падение потерпевших с высоты или в период движения – 52 случая; действие предметов, деталей в период вращения – 16 случаев; дорожно-транспортные происшествия - 11случаев; падения, обрушение, обвалы предметов, материалов, пород грунта – 8 случаев.
Этот анализ проведен для того, чтобы руководители производств, служб охраны труда обратили внимание на них и принимали меры по их устранению.
Серьезную озабоченность вызывает травмирование людей, которые производят работы на свой страх и риск, как правило, без соответствующего оформления и, разумеется, страхования. Потерпевшие и их семьи в таких случаях остаются без поддержки тех, на кого они работали и государства.
Обращаю внимание лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, занимаются предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением доходов непосредственно от этой деятельности, членов индивидуального сельского, фермерского хозяйства, особенно работников, которые выполняют работы в строительстве по договорам подряда (на свой страх и риск, своим инструментом) – все эти субъекты хозяйствования могут быть застрахованы в нашем Фонде на добровольных началах. Обращаться необходимо в районные отделения Фонда по месту жительства или регистрации предприятия с письменным заявлением. В таком случае они становятся застрахованными добровольно при условии заключения договора о добровольном участии в общеобязательном государственном социальном страховании. Согласно законодательства, если с работником произошел несчастный случай, то пострадавший или очевидцы должны немедленно сообщить о происшествии администрации предприятия, которая, в свою очередь, сохранив обстановку и оказав помощь пострадавшему в установленном порядке, информирует соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту регистрации предприятия. Кроме этого, издает приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая, в состав которой включают страхового эксперта по охране труда Фонда.
Отделение Фонда, получив сообщение о несчастном случае, принимает меры по лечению этого пострадавшего и рекомендует направить его на лечение в ту больницу, с которой Фонд заключил договор по оказанию медицинской помощи потерпевшим на производстве. Медико-социальная помощь состоит из лечения, санаторно-курортного оздоровления, протезирования, обеспечения медикаментами, расходами по уходу и др. выплатам, предусмотренным законодательством. Расходы на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов по области за 8 месяцев текущего года составили свыше 3,8 млн. гривень. За этот период в текущем году на лечение 67 потерпевших на производстве израсходовано 143 тыс. грн., которым оказывали медицинскую помощь в стационарах больниц согласно договоров. 339 инвалидов, в т.ч. 37 спинальников получили путевки бесплатно на санаторно-курортное лечение на сумму 2,7 млн. грн., на специальный медицинский уход израсходовано 359 тысяч гривень для 59 потрепевших. Следует отметить, что с 2007 года начато обеспечение инвалидов от трудового увечья автомобилями, как средством передвижения. За этот период выдано 173 автомобиля и практически ликвидирована очередность.
И напоследок поясню, что Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», который вступает в действие с 1 января 2011 года, предусматривает, что управлять сбором единого социального взноса будет Пенсионный фонд. Реестр застрахованных лиц и регистрация плательщиков взносов будут едины, что упростит предоставление отчетности. При этом фонды социального страхования не ликвидируются, а продолжат выполнять свои функции в рамках соответствующих законов, но с учетом некоторых изменений. Перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц осуществляться не будет, вместо этого будет проведена сверка плательщиков Пенсионным фондом совместно с фондами общеобязательного социального страхования и госналоговой администрацией. Для выполнения Закона о едином взносе исполнительная дирекция Фонда издала приказ №611 от 05.08.2010г., которым утвердила мероприятия, связанные с подготовкой рабочих органов Фонда к работе в новых условиях.
Надеюсь, что в результате совместных действий органов государственной власти, работодателей, профсоюзов, ситуация в Фонде стабилизируется и мы сможем еще лучше выполнять свои задачи, поставленные перед Фондом законодательством».
|